Как устроена онлайн-экскурсия для особенных людей
Организация «Колесо Обозрения» проводит экскурсии для молодых людей с ментальными особенностями. Участники посещают музеи Москвы. С марта организация, как и все другие, ушла на самоизоляцию и проводит мероприятия онлайн.
Организация «Колесо Обозрения» проводит экскурсии для молодых людей с ментальными особенностями. Участники посещают музеи Москвы. С марта организация, как и все другие, ушла на самоизоляцию и проводит мероприятия онлайн.
Группа молодых людей, в том числе ребят с ментальными нарушениями, начала цикл занятий еще до самоизоляции. Теперь они встречаются в интернете. Не покидая дома, ребята успели побывать в Московском музее современного искусств, в Музее русского импрессионизма и в Центральном музее древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева.

Зачем особенным людям экскурсии

Молодые люди с ментальными нарушениями почти все время проводят наедине с близкими. Таким людям не хватает общения со сверстниками, не говоря уже о друзьях. Поэтому встречи «Колеса Обозрения» — не только про музеи, но и про социализацию. Экскурсию строят так, чтобы участники чувствовали принадлежность к группе. Все вместе они знакомятся с экспонатами, рисуют, обсуждают увиденное.

Мамы особенных ребят говорят, что такие встречи — это лекарство от нехватки общения.

«Нам эти мероприятия в новинку. Егор готовится как в музей: голову моет, бреется. Он с 27 марта не выходит на улицу, так что эти экскурсии — окно в мир. Последняя встреча была в очень хорошем темпе. Несколько раз Егор отходил от монитора, но смотрел издали. Мне кажется, ему нравится: много людей и рисовать можно. Спасибо. Ждем новых встреч!»

«Для Саши встречи очень важны. Хотя занятия в Zoom с «Кругом 2» проходят каждый день, «походы» в музеи и встречи с ребятами — это другое. А уж количество рисунков с последней экскурсии говорит само за себя. Все нравится, он очень мотивирован».

«У сына очень хороший настрой перед занятиями. А после — обсуждаем вместе. Я стараюсь не участвовать в экскурсиях, предоставляю сыну заниматься самостоятельно. Очень радует количество позитивных эмоций и впечатлений от занятий. Совместное рисование, на мой взгляд, очень удачная находка».

Онлайн-занятия в чем-то даже эффективнее живых экскурсий. Елена Шарова, руководитель образовательных программ Музея русского импрессионизма, объясняет: «В музее множество отвлекающих факторов: посетители, незнакомое пространство, свет, шум. Все это отвлекает ребят с ментальными особенностями. А здесь они находятся в своей комнате, в привычной обстановке. Все внимание — на экран и слова ведущего».

Напрямую сравнивать традиционные и онлайн-экскурсии нельзя. Первые хороши для близкого знакомства с произведением: только вживую можно оценить размер картины, объем, цвета, фактуру мазков. Зато онлайн идеален для первого взгляда. «Возможно, нам стоит оставить такие занятия, когда выйдем из карантина», — считает Елена Шарова.

Как экскурсии адаптируют к онлайну

Существует ли методика онлайн-занятий для особенных людей? Директор «Колеса Обозрения» Наталья Черкасова признает, что таких рекомендаций в мире не существует: «Сейчас даже опытные педагоги в обычных школах жалуются, что сложно вести занятия онлайн. Все ищут новые методы. Мы пытаемся сохранить формат обычных экскурсий: в начале приветствие и знакомство с музеем, затем экскурсия и практические занятия, в конце обсуждение и чаепитие».

Каждый сценарий экскурсии, присланный из музея, проверяет Полина Богорад. Полина — эксперт организации РОО помощи детям с РАС «Контакт», помогающей детям с расстройством аутистического спектра. Полина семнадцать лет работает с особенными людьми. Ее задача — придумать, как удерживать внимание участников на экскурсии, как сохранять интерес.

Наталья Черкасова делится: «Я сомневалась, стоит ли рисовать во время экскурсии. Не слишком ли сложно изобразить того же крокодила из книги Чуковского. Полина посоветовала рисовать, потому что одна лекция с мастер-классом в конце — это скучно. Без смены активностей ребята теряют фокус. А участник, ушедший от монитора, может и не вернуться. Не получится подойти и позвать его, как на обычной экскурсии».

Подготовка занимает много времени, потому что организаторы обсуждают каждую деталь. Например, педагог почти три недели адаптировала к онлайну часовую экскурсию в музее Рублева. Мешают и технические сложности: у одних педагогов проблемы с интернетом, у других нет устройств для онлайн-мероприятий. «Никто не был готов к тому, чтобы проводить музейные экскурсии в интернете», — признает Наталья Черкасова.

Но процесс налаживается: организаторы уже изучили ограничения онлайн-формата, познакомились с проблемами и нашли решения для них.

Онлайн-экскурсия от первого лица

Елена Журавлева, друг проекта «Колесо Обозрения», подключилась к одной из экскурсий и решила рассказать о своих впечатлениях.

«Я записалась на экскурсию в Музей русского импрессионизма, мы посетим выставку Юрия Анненкова «Революция за дверью». Анненков был живописцем, художником театра и неутомимым экспериментатором. Он иллюстрировал поэму «Двенадцать» Блока, написал хрестоматийные портреты Анны Ахматовой и Максима Горького. А еще Анненков — один из самых дорогих русских художников своего времени. На выставке собрали его работы из крупнейших российских музеев и Центра Помпиду в Париже.

Сначала нам показывают на слайде, как выглядит здание музея и выставка.

Сразу бросается в глаза, что в Zoom довольно много людей: шесть ребят с особенностями ментального развития, экскурсовод, три волонтера, директор «Колеса обозрения» Наталья Черкасова, куратор проекта Юлия Белова и я. Волонтеры вместе со всеми отвечают на вопросы педагогов, рисуют, обмениваются мнениями. Так ребята с ментальными особенностями учатся общению со сверстниками без особенностей. И наоборот.

В начале экскурсии все здороваются. Директор Наталья просит ребят показать, какое у них настроение. Все жизнерадостно машут руками, большие пальцы подняты вверх. Наташа бодро спрашивает каждого: «Юля, я вижу тебя, привет! Как у тебя дела?».

Затем нам четко проговаривают правила. Например, если хочешь что-то сказать, подними руку. Наконец, знакомят с планом занятия: мы посмотрим на слайды, послушаем экскурсовода и немного порисуем.

Начинаем с портрета художника, которому посвящена выставка. Экскурсовод показывает фотографию Юрия Анненкова и спрашивает, что выдает в нем необычного человека.
Кто-то отмечает шляпу «как у Пушкина, черную». А кто-то - выражение лица «как у необычного человека». Мы стремимся почувствовать автора, рисунки которого увидим.

Чтобы ребята сохраняли фокус, подолгу обсуждаем каждый слайд. Разглядывая иллюстрацию к «Мойдодыру», цитируем стихи Чуковского, пишем их в чат.

«Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил».

А потом и сами рисуем крокодила, который у поэта гулял по улице и проглотил мочалку.

Я отмечаю, что экскурсовод по очереди просит каждого показать рисунок. Никто не должен остаться в стороне, почувствовать себя обделенным вниманием. Ребята не стесняются, потому что ведущие создали на экскурсии легкую атмосферу. И волонтеры, и директор «Колеса» рисуют вместе со всеми. Все равны, все дурачатся.

Показываем работы друг другу в Zoom. У каждого собственный стиль: кому-то близок минимализм, кому-то шарж. Кто-то нарисовал крокодила, а кто-то подушку.
Следующий слайд — картина «Июнь. Лес», написанная в 1918 году. Сейчас она входит в собрание Третьяковки. Особенность полотна — щепотка реализма, которую автор добавил в чистый кубизм произведения.
Вместо выслушивания скучных фактов мы ищем ассоциации с картиной. Большинство сходится во мнениях —калейдоскоп! Потом ищем элементы реализма на «кубическом» полотне. Кто-то называет птиц, кто-то людей. Заметили даже одуванчик. Ловлю себя на мысли, что мне это нравится больше лекций в традиционных музеях. От них через полчаса обычно раскалывается голова.

Знакомимся с другими произведениями. Я запомнила, как обсуждали портрет Анны Ахматовой — мы разглядываем картину и угадываем ее настроение. А потом рассуждаем, за счет чего автор создал ощущение грусти.
Кто-то упоминает брови, кто-то — выражение лица, кто-то — черно-белую палитру.

После мы рисуем портрет любимого человека и показываем друг другу. Всего за час экскурсии получилось четыре работы на разные темы, после занятия участники пришлют их в чат WhatsApp. Организаторы соберут рисунки и выложат в соцсети, чтобы у ребят и их родных осталась память о встрече.

В конце лекции, когда все немного устали, волонтер Юля Мейлах вдруг привлекла общее внимание: «Смотрите, что у меня есть». Достала из-за кадра палочку, как у волшебника, и настоящий цилиндр. Сделала пасс руками, и тут из шляпы выскочил букет ярко-красных цветов. Трюк выбивался из темы экскурсии, был совершенно неожиданным, а потому вызвал бурю ликования. На этой ноте мы и завершили занятие».

Почему онлайн-экскурсии делают музеи доступнее для всех

Экскурсии для людей с особенностями получаются проще, ярче и динамичнее, чем традиционные. Поэтому они прекрасно подходят детям, да и просто любителям искусства без академической подготовки и опыта.

Хорошая идея на будущее — создать онлайн-ресурс с адаптированными экскурсиями по музеям и мастер-классами. Они будут интересны не только людям с ментальными особенностями, но также глухим и незрячим. А в целом — каждому человеку, которому нравится искусство и творчество.

Эта площадка расширит аудиторию каждого музея на всю страну. Люди со всей России, не выходя из дома, получат возможность прикоснуться к искусству. Вне зависимости от жизненных обстоятельств и состояния здоровья.

Источник: Душевная Москва