Мамы особенных ребят говорят, что такие встречи — это лекарство от нехватки общения.
«Нам эти мероприятия в новинку. Егор готовится как в музей: голову моет, бреется. Он с 27 марта не выходит на улицу, так что эти экскурсии — окно в мир. Последняя встреча была в очень хорошем темпе. Несколько раз Егор отходил от монитора, но смотрел издали. Мне кажется, ему нравится: много людей и рисовать можно. Спасибо. Ждем новых встреч!»
«Для Саши встречи очень важны. Хотя занятия в Zoom с «Кругом 2» проходят каждый день, «походы» в музеи и встречи с ребятами — это другое. А уж количество рисунков с последней экскурсии говорит само за себя. Все нравится, он очень мотивирован».
«У сына очень хороший настрой перед занятиями. А после — обсуждаем вместе. Я стараюсь не участвовать в экскурсиях, предоставляю сыну заниматься самостоятельно. Очень радует количество позитивных эмоций и впечатлений от занятий. Совместное рисование, на мой взгляд, очень удачная находка».
Онлайн-занятия в чем-то даже эффективнее живых экскурсий. Елена Шарова, руководитель образовательных программ Музея русского импрессионизма, объясняет: «В музее множество отвлекающих факторов: посетители, незнакомое пространство, свет, шум. Все это отвлекает ребят с ментальными особенностями. А здесь они находятся в своей комнате, в привычной обстановке. Все внимание — на экран и слова ведущего».
Напрямую сравнивать традиционные и онлайн-экскурсии нельзя. Первые хороши для близкого знакомства с произведением: только вживую можно оценить размер картины, объем, цвета, фактуру мазков. Зато онлайн идеален для первого взгляда. «Возможно, нам стоит оставить такие занятия, когда выйдем из карантина», — считает Елена Шарова.
Как экскурсии адаптируют к онлайну
Существует ли методика онлайн-занятий для особенных людей? Директор «Колеса Обозрения» Наталья Черкасова признает, что таких рекомендаций в мире не существует: «Сейчас даже опытные педагоги в обычных школах жалуются, что сложно вести занятия онлайн. Все ищут новые методы. Мы пытаемся сохранить формат обычных экскурсий: в начале приветствие и знакомство с музеем, затем экскурсия и практические занятия, в конце обсуждение и чаепитие».
Каждый сценарий экскурсии, присланный из музея, проверяет Полина Богорад. Полина — эксперт организации РОО помощи детям с РАС «Контакт», помогающей детям с расстройством аутистического спектра. Полина семнадцать лет работает с особенными людьми. Ее задача — придумать, как удерживать внимание участников на экскурсии, как сохранять интерес.
Наталья Черкасова делится: «Я сомневалась, стоит ли рисовать во время экскурсии. Не слишком ли сложно изобразить того же крокодила из книги Чуковского. Полина посоветовала рисовать, потому что одна лекция с мастер-классом в конце — это скучно. Без смены активностей ребята теряют фокус. А участник, ушедший от монитора, может и не вернуться. Не получится подойти и позвать его, как на обычной экскурсии».
Подготовка занимает много времени, потому что организаторы обсуждают каждую деталь. Например, педагог почти три недели адаптировала к онлайну часовую экскурсию в музее Рублева. Мешают и технические сложности: у одних педагогов проблемы с интернетом, у других нет устройств для онлайн-мероприятий. «Никто не был готов к тому, чтобы проводить музейные экскурсии в интернете», — признает Наталья Черкасова.
Но процесс налаживается: организаторы уже изучили ограничения онлайн-формата, познакомились с проблемами и нашли решения для них.
Онлайн-экскурсия от первого лица
Елена Журавлева, друг проекта «Колесо Обозрения», подключилась к одной из экскурсий и решила рассказать о своих впечатлениях.
«Я записалась на экскурсию в Музей русского импрессионизма, мы посетим выставку Юрия Анненкова «Революция за дверью». Анненков был живописцем, художником театра и неутомимым экспериментатором. Он иллюстрировал поэму «Двенадцать» Блока, написал хрестоматийные портреты Анны Ахматовой и Максима Горького. А еще Анненков — один из самых дорогих русских художников своего времени. На выставке собрали его работы из крупнейших российских музеев и Центра Помпиду в Париже.
Сначала нам показывают на слайде, как выглядит здание музея и выставка.