Музеи
Колесо Обозрения: расширяя границы. Молодые люди с ментальной инвалидностью в музее.
Проект реализован при поддержке Грантов Мэра Москвы в 2019-2020 году.
О проекте
Расширя границы - межмузейные циклы занятий для молодых людей с ментальными особенностями в возрасте 16-30 лет.

Для участников занятий - это возможность расширить свои социальные связи, увеличить уровень самостоятельности, получить новые знания на экскурсии и творческие навыки на мастер-классе.

Проект реализован при поддержке Гранта Мэра Москвы в 2019-2020 году.
Помочь проекту
Цель:
Создание программы социализации и реабилитации молодых людей с ментальными расстройствами, и их родителей средствами культуры на базе музеев г. Москвы.
Задачи
Просвещение, повышение компетенций сотрудников музеев в вопросах организации мероприятий для молодых людей с ментальными расстройствами.
Адаптация занятий и инструментов для работы под потребности целевой аудитории.
Социализация молодых людей с ментальной инвалидностью, с использованием инструментов арт-терапии, социокультурных методик.
Итоги
Обучение
Обучение по пониманию инвалидности и взаимодействию с людьми с ментальными особенностями сотрудников музеев.
Проведение 6-ти часового тренинга для методистов, экскурсоводов и педагогов музеев по адаптации занятий для людей с ментальной инвалидностью. Проведение вебинара для сотрудников музеев по адаптации и проведению занятий для людей с ментальными особенностями в формате онлайн.


Формат цикла
Цикл состоит из 7 занятий, включает 5 занятий в музее и вводное и финальное.
Вводное занятие - знакомство группы, знакомство с пособием, структурой цикла.
Финальное занятие - подведение итогов, рефлексия, фиксации полученных знаний, обмен впечатлениями.
Волонтеры - полноценные участники занятий, демонстрирующие модель поведения в различных ситуациях, оказывающих помощь и поддержку основным участникам проекта.
Родителям была предоставлена возможность самостоятельного посещения музея или участия в групповых экскурсиях.
Пособие
На занятиях использовалось специальное пособие, которое использовалось для знакомства группы, подготовки к занятиям, фиксации эмоций, рефлексии и коллекционирования памятный вещей с каждого занятия (рисунков, билетов, буклетов, открыток). Содержание пособия, а также иллюстрации и тексты были адаптированы с учетом особенностей восприятия информации людьми с ментальными особенностями.
Формат занятий
Занятие состоит из 4 этапов:
  • сонастройка
  • экскурсия
  • мастер-класс
  • чаепитие
На каждом из этапов отслеживалось психоэмоциональное состояние участников. Продолжительность занятия - 2 часа.
Весной 2020 года в связи с закрытием музеев занятия были адаптированы для проведение в онлайн формате.
Рекомендации
По итогам проекта созданы "Рекомендации по организации и проведению занятий в музее для людей с ментальными особенностями", которые можно найти в разделе "Полезные материалы".
Обратная связь
Разработана система обратной связи между участниками занятий, организаторами и музеями. В систему обратной связи включены анкеты обратной связи для волонтеров.
Опыт
Молодые люди с ментальными особенностями получили важный опыт самостоятельного участия в мероприятии, общения со сверстниками по интересам, создания работ без участия значимого взрослого.

Волонтеры получили навыки и опыт взаимодействия с людьми с ментальными особенностями, изменили свое отношение к особенностям и возможностям таких людей, отметили, что это важный опыт в их жизни, выразили желание и готовность в продолжении такого опыта.

Родители - вместо роли наставников и сопроводителей, роль наблюдателей.
Отзывы участников
"Сама идея цикла, я считаю, отличная. Для подростков и старшего возраста,
к сожалению, не так много возможностей. Благодаря этому циклу ребята познакомились, пообщались, узнали много нового, с удовольствием участвовали в разнообразных мастер-классах. И даже во время карантина
с нетерпением ждали онлайн-занятий, которые были не менее интересны, чем походы в музеи. Огромное спасибо организаторам и всем участникам!
С большой надеждой на будущие встречи!"
Екатерина, мама Александра
"Я очень хотела, чтобы сын участвовал в этой программе и одновременно очень-очень переживала, как все пройдет. После первого музея - ГМКЦ "Интеграция" им. Островского Н.А., я, ожидая сына с занятий, переживала невозможно, до ледяных дрожащих рук. Но оказалось, что все прекрасно - ребята вернулись радостные, а мой почти невербальный сын еще долго делился своими впечатлениями о проведенном времени.И это было здорово. Именно после этой первой экскурсии я отпустила мысленно сына и успокоилась. )))"
Галина, мама Тимура
"Благодарим проект Колесо обозрения за интеллектуальное развитие через посещения музеев Москвы. Признательны экскурсоводам за преподнесение информации ребятам доступным языком и интересными фактами."
Ольга, мама Марии
"Мы ждали этих встреч. Необычно, для Егора это первый опыт общения по zoom. Было интересно. Отдельное спасибо девочкам-волонтерам, их участие создало атмосферу домашности. Организация меропрятий была отличная. Будем рады встречатьсчя еще. СПАСИБО."
Ирина, мама Егора
Партнёры
Присоединяйтесь к нашим инициативам. Вместе мы можем помочь детям стать ближе к искусству